"Две стороны луны"

Статья заслуженного артиста России Николая Лазарева
в сборнике "Монологи о театре. 1989 - 2014",
подготовленном к двадцатипятилетию Товарищества артистов МХАТ (2014 г.).

Николай Евгеньевич Лазарев

Заслуженный артист России. В 1991 г. окончил Школу-студию МХАТ, руководитель курса – В. П. Марков. Работает в театре Российской армии и Товариществе артистов МХАТ.

Похвала часто поднимет дух артиста, зачастую даже незаслуженная! Это один из приёмов режиссёра – освободить артиста, дать ему уверенность в себе добрым словом или похвалой.

Артист иногда далёк от идеального исполнения, далёк от образа, скован, потерян. Если его ругать, будет ещё хуже, а если похвалить, могут произойти и чудеса. Но имейте в виду – это далеко не со всеми получается. Иных актёров нужно держать в ежовых рукавицах, в стрессе, не давать им упиваться своим, по их мнению, сказочным талантом. Таких тоже хватает. Знаю некоторых «народных», которые вообще не воспринимают замечания и критику. Обижаются, уходят в себя, отказываются от ролей, скандалят, пишут заявления. Это случаи тяжёлые и редко поддаются лечению. Бывают жуткие конфликты, крики, оскорбления, слёзы и раскаяния. Мы же живые люди, часто с расшатанной нервной системой – с этим уж ничего не поделать.

Вообще, создать благоприятный климат на репетиции или в театре – это дело режиссёра как психолога, хитрого и мудрого наблюдателя и творца общего дела. Это сложный процесс – вести группу людей к одной цели. У кого-то роль больше, у кого-то меньше, кто-то уверен, что он – Гамлет, а не Петров или Иванов, у кого-то на фоне пьесы начался роман. Это всё мир людей, которых нужно заразить одной верой и убедить, что каждый гениален. Тут и похвала подойдёт, и жестокость. Иногда можно тихо на ушко сделать тонкое замечание актрисе, и она будет играть после этого, как богиня. Можно вызвать актёра в кабинет на мужской разговор и без особой цензуры объяснить, что и как у него не получается в роли. И это тоже принесёт удивительные плоды. Главное, чтобы все конфликты, неприязни, обострения в отношениях и стрессы выливались в счастливый и талантливый результат, в победу! Тогда наступает праздник, всепрощение и освобождение, хочется жить и снова окунаться в историю новой пьесы или сценария!

Часто жалею, что не выбрал иную профессию. Это обратная сторона актёрства – депрессия, неуверенность, сомнения. Честно. Это не моё кокетство, а просто мысли и размышления – мне грех жаловаться и роптать, как актёру. Уже несколько ролей, сыгранных мной за 43 года жизни – судьбоносные и определяющие путь в этой профессии. Это и «Гамлет», и «Царь Фёдор», и несколько других, менее известных, но не менее важных для меня. Играть их – тяжкий, мучительный труд, но иметь их в своей судьбе – счастье и подарок Бога. От хандры лечат спектакли, репетиции и аплодисменты. После них кажется, что ты – успешный, очистившийся театром, актёрством ото всех недугов и проблем. Как жаль, что это ощущение эфемерно и скоротечно. Но, когда ты сталкиваешься с неуспехом, с провалом, с неудачей, ты умираешь и не можешь излечиться ничем. Как видите, профессия имеет и другую сторону. Я окончил английскую школу и, наверное, мог поступать на языковые факультеты московских вузов и стать журналистом или дипломатом. С детства рисую, даже маслом. Уверен, что, если бы занимался и учился, мог бы с годами что-то из себя представлять. Обожаю гитару, у меня их пять, совсем разных и на левую руку, я клинический левша. Завидую музыкантам всю жизнь. Но сам не знаю даже нот, хотя и играю вполне прилично. Может, мог и рокером стать в косой кожанке с банданой на башке. А, может, и нет, может, это всё лишь просто милые мои способности, увлечения, которые не получили бы никакого развития в будущем, а только принесли бы мне страдания от собственной несостоятельности. Один Бог ведает, что нам уготовано, и чего мы заслуживаем своей жизнью. Пока работаю актёром, что будет через год или пять – не знаю... Слушаю свою интуицию, близких людей, коллег-актёров и делаю по-своему!

Наверх